баннер 940х143a_таганка80
Новости
5 шагов к капитальному ремонту
собственникам жилья надо это знать
Новости
И.Т.Свиридов — приём жителей
по понедельникам с 17:00 до 20:00

Таганка: работа и любовь легенд театра

Театральный мир всегда жил по своим правилам. Закулисные интриги, кулуарные разговоры, тесная дружба, искренняя зависть, творческое соперничество – в театрах все это приобретает особый смысл и оттенки. Творческая труппа – это всегда большая семья со своими ссорами, тайнами и особыми взаимоотношениями.

На Земляном Валу в доме 76/21 находится Театр на Таганке, который празднует в этом году 50-летие. Полвека для театра, который считался самым авангардным, — солидный срок. У него есть свой зритель, постановки пользуются популярностью, а залы никогда не пустуют. M24.ru собрал интересные история о людях, ставших символами театра — Золотухине, Высоцком, Филатове и других.

Театр на Таганке был основан в 1949 году, но в начале 60-х Александр Плотников ушел с поста руководителя из-за слишком низкой посещаемости. Театр был одним из самых непопулярных в Москве. В 1964 году на пост руководителя пришел Юрий Любимов, который полностью сменил репертуар и ощутимую часть актерского состава. Именно под руководством Любимова театр быстро набирал популярность и приобрел репутацию самого авангардного театра в Москве.

В 1984 году Любимова лишили гражданства за публикацию в Times, где он критиковал культурную политику СССР, и, несмотря на все свои заслуги, он был вынужден эмигрировать. В 1988 году Юрию Любимову гражданство вернули, и в 1989 году он снова приступил к руководству Театром, который за время его отсутствия успел сменить двух руководителей: Анатолия Эфроса и Николая Губенко.

В 1992 году театр раскололся, часть актеров, которые были недовольны репертуарной политикой Любимова, организовала новый театр – «Содружество актеров Таганки». После скандала в 2011 году, связанного с выдачей гонораров вернувшимся с гастролей в Чехии актерам, Юрий Любимов окончательно покинул пост руководителя театра. Однако невозможно недооценивать вклад, который внес этот человек в развитие театра.

Нет смысла перечислять биографические факты знаменитых актеров театра на Таганке — их и так все знают. Мы сосредоточимся на малоизвестных, но не малоинтересных фактах о людях, которые отдали свои жизни театру.

 

Владимир Высоцкий

img-20130723170029-122

Безусловно, Владимир Высоцкий не нуждается в представлении. Не одна книга написана о его жизни, не один фильм снят. Фантастическая популярность Владимира Высоцкого была феноменом в СССР. Его песни становились народными, хоть в СМИ его имя практически не звучало. Он написал 412 песен и несметное количество стихов. Есть легенда, что однажды известные в советские времена популярнейшие поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский в приватной беседе поспорили, кто из них останется в веках в звании поэта эпохи. И опрос ВЦИОМ 2010 года показал, что Владимир Высоцкий занимает второе место в списке кумиров XX века после Юрия Гагарина. Вот таким непредсказуемым образом завершился спор.

По настоянию семьи Владимир поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В. Куйбышева и после первого же семестра ушел оттуда. Вместе со школьным другом они решили провести новогоднюю ночь, сидя за чертежами. И вот в два часа ночи, когда чертежи уже были готовы, Владимир вылил на них не то тушь, не то кофе из своей кружки и сказал, что у него есть еще целых полгода для подготовки к поступлению в театральное.

Владимир поступил во МХАТ в 1956 году, познакомился там со своей первой женой Изой Жуковой. С 1960 по 1964 год с перерывами работал в Московском драматическом театре, где играл в основном эпизодические роли. В 1961 году на съемках фильма «731-й просит посадку» познакомился со своей второй женой Людмилой Абрамовой. В это же время стали появляться его первые песни.

В 1964 году Юрий Любимов пригласил Владимира Высоцкого в Театр на Таганке, где он и проработал до конца жизни. С труппой Театра Владимир Высоцкий часто ездил на гастроли за границу.

Самостоятельно он дал около 1000 концертов за свою жизнь. Записал 10 радиоспектаклей… Перечислять можно бесконечно.

 

Валерий Золотухин

золотухин

Судьба не всегда баловала Валерия Золотухина. Мальчик, который с детства мечтал стать артистом, выпал из окна в 7 лет, после чего ему поставили диагноз «туберкулез кости» — и до десятого класса Валерий ходил на костылях. Когда он уезжал из маленького села на Алтае поступать в столичный театральный институт, даже самые близкие люди не верили в его успех. Однако Валерий Золотухин сумел обвести вокруг пальца приемную комиссию, скрыв свою хромоту шароварами, и был принят на отделение музыкальной комедии в ГИТИС, которое с блеском окончил. Отработав после института год в Театре имени Моссовета, он ушел в Театр на Таганке, которому и посвятил всю свою жизнь.

Еще в институте на пятом курсе он женился на одной из будущих коллег по театру Нине Шацкой. О начале их отношений мы расскажем чуть позже. Со второй женой Тамарой Золотухин познакомился в Запорожье на съемках фильма «Единственная». Тамару их первая встреча изрядно напугала, ведь Валерий влез к ней в окно прямо по водосточной трубе. Причиной тому послужили прекрасные звуки скрипки, которые Валерий услышал, проходя мимо гостинцы Тамары.

«Зачем? Сам не знаю, мог бы вообще-то и в дверь зайти. Весь идиотизм ситуации я осознал лишь тогда, когда появился в окне. Но мой «подвиг» не имел ни малейшего успеха: ничего не сказав, Тамара просто открыла дверь и кивком головы показала, чтобы я уходил. Я тогда был оскорблен в лучших чувствах…«, — вспоминал Валерий Золотухин.

Известность к нему пришла хоть и не сразу, зато громко. После роли участкового Сережкина («Хозяин тайги», «Пропажа свидетеля», «Предварительное расследование») и главной роли Бумбараша в одноименном фильме его начали узнавать на улицах, чему страстно завидовал его лучший друг Владимир Высоцкий.

«Это теперь я осознаю, что ему памятник поставили, его голос продолжает звучать, его стихи цитируют, и ругаю себя: «Что же ты, дурак, не записывал за ним каждое слово?» — сокрушался Валерий Золотухин.

Ходило много пересудов, насколько искренней была дружба Высоцкого и Золотухина. Однако Владимир, не колеблясь, всегда называл его лучшим другом, а Валерий в свою очередь написал по своим воспоминаниям книгу «Секрет Высоцкого».

В 2011 году после ухода Юрия Любимова Валерий Золотухин возглавил Театр на Таганке. За время его деятельности в театре было поставлено шесть новых спектаклей, но, увы, в марте 2013 года Валерий Сергеевич отказался от занимаемого поста из-за онкологического заболевания.

 

Нина Шацкая

шацкая

Пожалуй, одна из известнейших актрис театра. О ней часто несправедливо говорят, что она всю жизнь находилась в тени славы двух своих мужей — сначала Валерия Золотухина, а потом Леонида Филатова. Нет, она самодостаточная, самостоятельная актриса. К моменту начала карьеры в Театре на Таганке она была даже известнее Валерия Золотухина, имея за плечами съемки в нескольких фильмах, что не могло не ранить мужское самолюбие супруга. Был даже случай, когда Золотухин с Шацкой посетили родное село Валерия — и вскоре в газетах написали, что приезжала Шацкая «со своим супругом».

Несмотря на то что брак Нины Шацкой и Валерия Золотухина нельзя назвать образцовым и счастливым, история начала их отношений безумно романтичная.

Воспоминания Валерия:

«Она была у нас первой красавицей. За ней, например, ухаживал один студент, так однажды она заставила его прыгать на одной ноге от ГИТИСа до ее дома – в район сегодняшнего спорткомплекса «Олимпийский«. И он допрыгал!

Для меня же она была совершенно недосягаемой. Я это понимал и потому еще больше ее ненавидел. Но все-таки мы сошлись. Я был секретарем комсомольской организации, а она – прогульщицей. Однажды Шацкая попросила у меня какую-то лекцию, а я ответил: есть, но надо идти в общежитие. Согласилась. А общежитие – это, между прочим, кова-арный плацдарм! Тогда я поставил вопрос еще лучше: целоваться будем? Будем, говорит.

О коньяке я тогда даже не подумал: наш роман был связан с сушеными бананами. Началось все с того, что мы стали их поедать… с разных сторон. А потом Нина не приходила в институт дня три: до того нацеловались, что нанесли друг другу почти что физические увечья – губы были искусаны до крови. Правда, тогда только этим и обошлось…

Затем она сама пригласила меня встретить с ней Новый год в Павловском Посаде. Мы долго ходили по этой деревне – елки, огни, сугробы, любовь… Вернулся я оттуда уже мужем… А 14 февраля 1963 года мы расписались. Потом я познакомился с ее матерью: пришел к ним домой в своих коротких штанах, в кургузом пальто. Нина сказала: «Мама, это мой муж…» Мать заплакала, я принял это на свой счет. Но сейчас понимаю, что заплакала она не столько от моего вида, сколько от заявления дочери.

Теща пошла в магазин, купила бутылку «Старки», мы ее выпили, а потом ушли с Ниной в общежитие, где и прожили четыре года…»

Со своим вторым мужем Леонидом Филатовым Нина Шацкая познакомилась в Театре на Таганке. Актриса рассказывала, что незадолго до встречи с ним она гадала на старый Новый год — в тарелке с жженой бумагой ей привиделось человеческое лицо с рогами и козлиной бородой, потом щенок, а потом сцепленные руки. Вскоре после гадания она увидела в театре Филатова и сразу же выделила его из всех, «подтянутого, легкого, стремительного, с цепким пронзительным взглядом». Когда она побольше о нем узнала, подруга объяснила, как надо понимать то гадание: «Козел — это Леня, потому что он Козерог, щенок — тоже он, потому что родился в год Собаки, а сцепленные руки — это их жизнь«.

 

Леонид Филатов

филатов

Актера делает его имя. Родители Леонида познакомились благодаря фамилии — они были однофамильцами. Мама Филатова работала на заводе, где раздавали списки солдат, которым нужно писать на фронт. Она увидела в этом списке однофамильца и написала ему, их знакомство закончилось женитьбой. В конечном счете, это привело к появлению на свет будущего актера.

Леонид Алексеевич Филатов был не только талантливым актером Театра на Таганке, он был еще и режиссером, телеведущим, выдающимся публицистом. В 1990 году снял по собственному сценарию фильм «Сукины дети», вел программу «Чтобы помнили» с 1993 года до последних дней, опубликовал книги «Про Федота-стрельца, молодого удальца», «Любовь к трем апельсинам», «Большая любовь Робин Гуда» и многие другие.

После Щукинского училища Леонид в 1969 году стал играть в Театре на Таганке. Многие знакомые говорили ему, что этот театр не сочетается с его характером. Леонид был спокойным и уравновешенным, тогда как театр жил и творил в атмосфере постоянного взрыва и вдохновенного напряжения. Актер ни разу не пожалел о сделанном выборе, ведь именно атмосфера Театра на Таганке помогла ему раскрыть творческий потенциал.

Первой женой Леонида была Лидия Савченко, тоже актриса Театра на Таганке. Увы, брак распался. Второй женой Леонида стала Нина Шацкая, с которой они жили душа в душу. Нина иногда принимала участие в его литературном творчестве. Например, однажды она попросила приспособить слово «егоза» в сказку про Федота-стрельца. Так и появилось четверостишие:

Ну-ка где ты, егоза?
Погляди людям в глаза?
Лично я не удержуся —
Врежу саблей два раза!..

Законченную сказку Нина Шацкая отнесла в журнал «Юность», который ее и напечатал в 1985 году. В журнале Леонид написал Нине посвящение.

Хотелось бы отдельно рассказать о фильме, который Леонид Филатов снял по собственному сценарию в 1990 году. Сюжет фильма основан на реальной ситуации, которая сложилась в Театре на Таганке в 1984 году. Тогда руководитель театра Юрий Любимов, столь горячо любимый Филатовым, был лишен гражданства за несколько антипартийных высказываний, был отстранен от руководства Театром и вынужденно эмигрировал. В фильме Леонид Филатов показал события, которых никогда не было, но которые могли бы произойти: забастовка артистов, голодовка, угроза самосожжения. Фильм был снят за всего за 24 дня, во время съемок Леонид Филатов перенес инсульт, чем и подорвал свое здоровье.

 

Семен Фарада

фарада

 

Настоящая фамилия Семена Фарады – Фердман. Под псевдонимом, который похож на таджикскую фамилию, в то время было проще сниматься. Семен Фарада в итоге снялся в 155 фильмах. Режиссеры его безгранично ценили и называли мастером эпизода. Например, на съемках картины «Дом, который построил Свифт» Семен играл судью, во время эпизода кисточка с его судейской шапки постоянно щекотала ему нос, ему приходилось постоянно от нее отмахиваться. Перед одним из дублей он загодя подготовил ножницы и во время съемки, не предупредив режиссера, взял и отстриг эту кисточку. Именно этот дубль вошел в фильм.

Семен Фарада никогда и нигде не учился актерскому мастерству. Окончил МГТУ имени Баумана, откуда его постоянно пытались отчислить за задолженности и безудержную самодеятельность. Со второго курса Семена Фараду призвали в армию, где он отслужил четыре года во флоте. Именно в армии молодому таланту удалось раскрыть свой потенциал. Семен выступал в эстрадной группе Краснознаменного Балтийского флота (состоящего из него одного) и в драматическом коллективе Дома офицеров в Балтийске. Фарада так играл, что ради маленькой роли матроса-анархиста ему, единственному из состава, разрешили носить длинные волосы. После армии ему выдали два рекомендательных письма: Юрию Завадскому и Аркадию Райкину.

И в 1972 году Семен Фарада был приглашен в Театр на Таганке Юрием Любимовым.

 

Социальные комментарии Cackle

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ

Яндекс.Метрика