Экскурсионное путешествие «В Купеческий особняк, что на Таганке» Елизаветы Татарской
В пасмурный день я приехала на родную Таганку. Давно живу в другом районе Москвы, но манило пройтись по знакомым с детства улочкам-переулочкам. И вот я, вспомнив аромат свежеиспеченного хлеба из филипповской булочной-пекарни, медленно пошла по любимой стороне. Жаль, давно уж тут другой магазин с привозным нарезным. И вдруг услышала в проезжавшей ауди «Тишина за Рогожской заставою» и… время повернуло вспять.
Мне повезло стать участницей экскурсионного путешествия «В Купеческий особняк, что в Таганке». Название и анонс самой экскурсии интриговали. Сама экскурсовод, я с любопытством и радостью пошла за коллегой. Путь лежал от Рогожской заставы, некогда пограничного московского предместья. Наталья Леонова, автор проекта «Иди и Смотри», сразу обратила внимание на панораму улицы Сергия Радонежского. «Уверяю вас: во время путешествия увидите лучше всего сохранившийся район бытовой московской застройки 18–19 века!». И, признаться, действительно так и было.
От Москвы две версты
Оглянемся на шумную площадь, бывшую вот уже три века назад заставой Камер-Коллежского вала. Здесь, как и встарь, толчется много транспорта, только не тарантасов, кибиток и телег, некогда ехавших отсюда по Владимирскому тракту. Доброго им пути, а наш путь — в Историю. В давнее время на стоявшем здесь верстовом столбе читалось: «От Москвы две версты».
Вот открылась панорама тесно подпирающих друг друга двухэтажных домов. Как будто им места не хватало на улице. И это в 18-то веке!
Мы двигались по нечетной стороне старинной улицы — в то время Вороньей, в 1922 году переименованной большевиками в Тулинскую, по одному из псевдонимов Ленина. К счастью, она обрела святое имя – преподобного Сергия Радонежского. А как иначе ныне? Ведь, «творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас», как писал историк Василий Ключевский в статье «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства».
В 2014 году эта улица – настоящая именинница, ведь нынешний год высокими властями объявлен «годом Радонежского». И таганские москволюбы готовят в связи с этим самые разные познавательные и праздничные мероприятия. Когда-то ступал тут Преподобный, направляясь из Москвы во Владимир — после теплых молитв в Свято-Андрониковом монастыре. Братья-монахи провожали Батюшку до заставы и как-то, памятуя о хорошем, на месте прощания-расставания установили часовню Проща. Вначале деревянная, она в конце 19 века оделась в камень. Уж не поскупился рогожский купец Александров, заказав проект кирпичной часовенки. Зодчий Латков сотворил из красного кирпича подлинную красоту.
В 1892 году, когда отмечалось 500-летие святого, из монастыря до Прощи московский люд прошел крестным ходом. В 1929 году часовню захватил Союз воинствующих безбожников с соседнего завода «Серп и молот». Красивый шатер, венчающий часовню наверху, снесли, внутри устроили винный магазин, а потом часовую мастерскую. В 1990-е шатер над часовней, слава богу, восстановили и возобновились святые молитвы таганцев в светлом месте.
Как в старом кино
Именно так выглядит улица с нечетной стороны. Рассказ экскурсовода оживляет картины быта местных жителей – купцов и ремесленников. Так и представляешь себе аромат из пекарни, хозяюшек, спешащих в лавки,(кто за ситцем, а кто за мукой), ямщиков, покупающих шапки да кушаки; слышен московский «акающий» говорок торговцев валенками и муромскими свечами. Вот здесь, верно, стояли мясные лавки. А и то правда, что мясники славились как кулачные бойцы на всю Первопрестольную.
Многочисленные переулочки, стекающиеся в эту городскую «реку», хранят память о банях, фабриках, мастерских и торговых лавках. Вот дом, где в 19 веке аптекарь-купец Келер открыл первую в России фабрику по «внеаптечному производству» лекарств, а также красок всех цветов радуги, которые с охотой раскупали горожане для раскраски писанок — пасхальных яиц.
Четная сторона улицы в прежние времена была почти такая же двухэтажная, окраинная, но в 1980-х улицу расширили, дома по четной стороне снесли и построили современные дома, прозванные местными «экспериментальными», или «немецкими». Коренные, конечно, помнят большой книжный магазин в начале улицы и дом с мозаикой «Три богатыря»; помнят, как грузили в лотках хлеб у пекарни для развоза. Те самые булочки за 7 копеек – разве их можно забыть?
О нравственной оседлости таганцев
От заставы улица спускается к Андроньевской площади, рядом с которой стоит одноименный монастырь. Прямо на площади доминантой вознесся красавец-храм Преподобного Сергия Радонежского. «Сергиевская церковь», как называют ее в народе, появилась тут еще в начале 17 века. В 1812 году она была разграблена французами, но сохранила утварь и иконы, священнослужителями заблаговременно зарытые.
Нынешний храм построен в 1818 году на средства статского советника Г.Смольянского, отдавшего на богоугодное дело целое состояние. Храм гордился собранием старинных икон. Богатством оно сравнивалось с кремлевскими храмами. В ноябре 1899 года при церкви была освящена особая аудитория для бесед со старообрядцами, религиозных чтений и духовных концертов. В храме пел хор слепых, едва не лучший в городе. Для него были изготовлены специальные ноты Брайля.
В 1938 году церковь закрыта. Старожилы запомнили особь женского пола, ожесточенно уничтожавшую убранство храма. Она неистово колола топором старинные иконы и швыряла их в костер вместе с богослужебными книгами. В огонь полетели и бесценные ноты Брайля, хотя слепцы, окружившие атеистку, умоляли не сжигать их…
В советское время помещение использовалось под мастерские и склад, а в центре храма был устроен… душ. На крыше храма много лет росла березка. В 1991 г. Сергиевская церковь была заново освящена, ныне она снова жива: прекрасно отреставрированы два придела, ведутся работы по восстановлению трапезной храма с высокой лестницей перед алтарем и грандиозным куполом.
Здесь переведем дух, остановимся. Наш интерес к Таганке, самобытной и неповторимой московской сторонке, еще приведет нас на другие улицы и переулки. Умные люди в старину не зря говаривали, что краеведение воспитывает нравственную оседлость.
Елизавета Татарская