В Культурном центре-музее Владимира Высоцкого открылась выставка «Легенда на Таганской площади», посвященная 50-летнему юбилею театра на Таганке.
Покорённые художественные вершины, подъем человеческого духа и досадные, даже трагические потери – на протяжении полувека история знаменитой Таганки развивалась по всем законам драмы. Не претендуя на полноту рассказа, экспозиция представляет «Золотой век» Таганки: от создания Юрием Любимовым нового театра до скандального спектакля «Владимир Высоцкий».
Трудно представить, что к этому театру на Таганке когда-то почти никто не знал дороги. Созданный 70 лет назад как Московский театр драмы и комедии, к середине 60-х он был далеко не самым посещаемым среди столичных театров. Вызывать конную милицию, чтобы утихомирить, рвущуюся на премьеру толпу, пришлось после того как в 64-м году там был выпущен спектакль «Добрый человек из Сезуана». Пьесу Брехта в стране ставили и раньше, но зритель понял и принял её лишь в интерпретации Юрия Любимова.
«Публика как суфлер ему подсказала: “Театр для Всех!”, – рассказывает методист Государственного культурного центра-музея В. Высоцкого Людмила Абрамова. – И для академика, и для героя, и для плотника. Он очень хорошо понимал, что именно Брехт, именно обращение к зрителю, что в зрительном зале темноты никогда не бывает, что каменной стены между залом и сценой нет и быть не может».
Эта выставка «Легенда на Таганской площади» хоть и посвящена, полувековому юбилею театра, охватывает лишь 17 лет. С того момента, когда Таганка – новаторская и бунтарская, ворвалась в размеренную атмосферу академического театра. На маленькой сцене, где едва умещалась одна декорация, вмещалось все разнообразие жанров от психологической драмы до пантомимы, цирка и поэзии. Поняв, что пленить зрителя можно и без красивых реквизитов, Любимов ввел на свою сцену минимализм. Черный стул и написанные студентами плакаты – это декорации к первому спектаклю на Таганке. Вот пенек и топоры – к спектаклю «Пугачев», скамейка из «Вишневого сада», модель солнечной системы из постановки «Жизнь Галилея».
«Художник Стенберг взял коробки из-под яиц и создал из них гигантские стены, – говорит Людмила Абрамова. – Они сдвигались, раздвигались. В них были окна. И все это становилось возрожденной Флоренцией».
Из белой комнаты 60-х – в черную. Этот зал выставки о времени переломном и болезненном для труппы. На стенах – черно-белые фотографии. И на каждой – Владимир Высоцкий.
В 80-м году умирает Владимир Высоцкий. Театр готовит спектакль его памяти, но постановку запрещают. Премьера состоялась лишь год спустя. В экспозиции – макет к спектаклю. На сцене, как обычно, минимум декораций. Огромный кусок белой ткани, то ли саван, то ли занавес и шесть рядов зрительских кресел – как символ опустевшего после ухода Высоцкого его родного театра.
На этом кураторы выставки решили поставить точку. Легендарная Таганка продолжает выпускать спектакли, но это уже другая история.